Либретто балетного спектакля: эволюция текста (на примере либретто к спектаклю «Лебединое озеро»)

Тютюкова Анастасия Евгеньевна

Балет «Лебединое озеро» — классический спектакль русского театра. Впервые поставленный на сцене Большого театра в Москве 20 февраля 1877 г., балет по-настоящему стал известным и любимым зрителями лишь после премьеры в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 15 января 1895 года. В нашем распоряжении оказались три разновременных текста либретто «Лебединое озеро», имеющие как общие, так и отличные черты, рассмотрение которых в сопоставительном аспекте позволило описать наиболее общие признаки этого уникального жанра русской письменной культуры. Процесс языковой и жанровой трансформации текста либретто к балету «Лебединое озеро» как знака русской культуры связан со множеством фактов, в том числе с социальными изменениями, происходившими в стране, с культурно-исторической обстановкой эпохи, в которой создавалась та или иная постановка классического спектакля, а также с развитием других видов искусств (кинематографа, живописи и др.).

Библиография: 

Березовский Б. Л. 111 балетов и забытых опер: справочник-путеводитель. СПб., 2004.
Лебединое озеро. Краткое содержание балета. Л., 1950.
Лебединое озеро. Фантастический балет в трех действиях. СПб., 2015. Программа балета «Лебединое озеро». 1895.
Слонимский Ю.И. Лебединое озеро П.Чайковского. Ленинград: Государственное музыкальное издательство, 1962. 97 с.
Терентьева Н.А. Аудитория балета: типологический анализ // Теория и практика общественного развития. 2013. No 3. С. 404–407.

Текст статьи: 
Страницы: 
324—328