Литература и фольклор

Повторяющиеся мотивы в летописных рассказах о походах первых русских князей на Константинополь

Арсланьян Михаил Эдуардович

В статье осуществляется попытка демонстрации повторяющейся мотивной структуры летописного рассказа в произведениях о походах первых русских князей на Константинополь.

Мотив стрельбы в сказке «Царевна-Лягушка» (СУС 402)

Барсукова Оксана Петровна

Сказочный сюжет о Царевне-лягушке начинается со стрельбы из лука. «Стрельба» в этой сказке — способ жеребьевки, с помощью которой братья определяют, в какой стороне им сватать себе невесту. Известно, что русская традиционная свадьба не предполагала сватовства жеребьевкой. Ритуальные контексты и свадебный фольклор дают понять, что мотив стрельбы встречается в разных элементах свадебного обряда (игра «стрельба в гуся», стрельба «по побасулькам»), а также — в песнях (метафоры стрелы, охоты).

Рецепция Л. Н. Толстого в творчестве А. Н. Апухтина на примере сопоставительного анализа повести «Смерть Ивана Ильича» и фантастического рассказа «Между смертью и жизнью»

Береснева Наталия Александровна

В докладе рассматривается, как творчество Л.Н.Толстого повлияло на прозу А.Н.Апухтина, в частности, как связаны между собой повесть «Смерть Ивана Ильича» и рассказ «Между смертью и жизнью». Отметив текстуальное сходство произведений, исследователь ставит своей задачей проанализировать полемику писателей в области философии, описать функцию вводимых в текст французских выражений, а также охарактеризовать те приемы, благодаря которым теория Толстого о необходимости духовного самосовершенствования предстает несостоятельной в рассказе Апухтина.

Роль голоса в романе Г. Броха «Смерть Вергилия»

Бессмельцева Олеся Васильевна

В статье представлен оригинальный подход австрийского романиста Г. Броха к проблеме синтеза музыки и языка в его романе «Смерть Вергилия» (1945). В своём творчестве Брох соединяет художественный эксперимент и этический пафос. В «Смерти Вергилия» он стремится к единству лирического и музыкального начал. Полемизируя с Дж.Джойсом и его техникой разрушения слова, Брох пытается вернуть слову «божественное» звучание, обращаясь к метафоре голоса, что позволяет провести аналогию между текстом романа Броха и ораториями А. Шёнберга.

Автобиографическое повествование в «Записках одного молодого человека» А. И. Герцена

Воробьева Виктория Александровна

В статье на материале раннего произведения А. И. Герцена «Записки одного молодого человека» рассматриваются принципы создания автобиографического повествования, а также тесно связанная с этим проблема жанрового своеобразия и внутренней целостности произведения.

Проблема фокализации в романе В. Вулф «На маяк»

Гаврицков Арсений Николаевич

Исследование посвящено анализу методов фокализации и техник репрезентации сознания в романе В. Вулф «На маяк». Рассматривается организация выдержек из сознания героев путем чередования прямой фиксации потока сознания, «рассказа об одном через другое» и техники «прокладывания туннелей». Подчеркивается особая роль тех фрагментов нарратива, в которых представлено сознание неопределенного нарратора. Затрагиваются проблемы имперсонализации и имперсонифицированного нарратора. Анализируются случаи устранения автором нарратора и введения неантропоморфного нарратора.

Владимир Яковлевич Пропп как персонаж поэзии Льва Лосева

Генерозова Серафима Андреевна

В статье рассматривается проблема мифологизации личности В. Я. Проппа в поэзии Льва Лосева; анализируются произведения поэта, где Пропп выступает в качестве лирического персонажа; показана взаимосвязь между авторским мироощущением и теорией Проппа. Несмотря на выявленную полемичность позиций, Лосева и Проппа объединяет способность воспринимать действительность как определенную форму и тенденция к структурированию реальности в логике сказочного нарратива.

Владимир Яковлевич Пропп как персонаж поэзии Льва Лосева

Генерозова Серафима Андреевна

В статье рассматривается проблема мифологизации личности В. Я. Проппа в поэзии Льва Лосева; анализируются произведения поэта, где Пропп выступает в качестве лирического персонажа; показана взаимосвязь между авторским мироощущением и теорией Проппа. Несмотря на выявленную полемичность позиций, Лосева и Проппа объединяет способность воспринимать действительность как определенную форму и тенденция к структурированию реальности в логике сказочного нарратива.

Cинтез исrусств в романе В. Я. брюсова «Огненный ангел»

Дровалева Наталия Алексеевна

По мнению В. Я. Брюсова, конечная цель развития синтетической культуры — не механическое сложение, а создание единой художественной системы. Портрет в контексте символистского синтеза искусств оказывается универсальной точкой, в которой сходятся разные виды искусства.

О чеховской наррадигме в западной и восточной культуре

Жамаль Николь Рафик

Работа посвящена особенностям драматического компонента чеховской наррадигмы в странах Западной Европы и Арабского Востока. Проанализирован процесс становления, закрепления и развития чеховской драматургии на инокультурной сцене посредством изучения переводов пьес, критической литературы, постановок и интервью методом контент-анализа. Определен устойчивый характер чеховской наррадигмы в генетически различных культурных традициях.

Страницы