Литература и фольклор

«Сораспятие со Христом» в «Житии протопопа Аввакума»: соединение бытового плана и евангельских сюжетов

Коновал Елизавета Игоревна

Статья посвящена анализу эпизодов «Жития» протопопа Аввакума (ред. А, 1673 г.), в которых наблюдается параллель между жизненным путем Аввакума и сюжетами Евангелия. Исходя из мысли А. М. Ранчина о том, что жизнь протопопа представляет собой «сораспятие» с Христом, показывается, как сюжеты евангельской истории актуализируются Аввакумом в бытовом плане текста, полном подробностей реальной жизни.

Личные имена в структуре повествования «Писем русского путешественника» Н. М. Карамзина: к постановке проблемы

Дульцева Юлия Вячеславовна

Цель данной статьи — обозначить различные аспекты проблемы именования в «Письмах русского путешественника» Н. М. Карамзина. В статье рассмотрено 4 классификации имён: по форме, по статусу персонажа, по наличию апеллятивного конвоя, по адресанту речи, а также случаи изменения антропонимов в разных редакциях текста, безымянность персонажей и употребление сносок после имени.

К типологии женских образов в русской литературе эпохи романтизма

Кириллова Анна Игоревна

Статья представляет собой описание типологии женских образов в русской литературе эпохи романтизма. Материалом исследования являются произведения 1820–1830х гг. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Е. А. Баратынского, В. Ф. Одоевского, Н. А. Полевого, В. И. Карлгофа и др. Основой типологии стали портретные и психологические характеристики персонажей и их сюжетные функции.

Из истории понятия «дагерротипизм» в русской критике 1840-х гг.

Вожик Екатерина Игоревна

В статье выдвигается предположение о существовании в русской критике 1840-е гг. особого эстетического понятия — «дагерротипизм», рассматриваемого нами в содержательном и языковом аспектах.

Федор Павлович Карамазов как апофатическое утверждение философии старца Зосимы

Кучмаренко Лилия Сергеевна

В докладе представлено сопоставление двух главных фигур первого тома романа «Братья Карамазовы» — Федора Павловича Карамазова и старца Зосимы. Рассмотрение образа Карамазова-старшего с позиций М. М. Бахтина и Л. П. Карсавина демонстрирует возможность интерпретации карамазовского сладострастия как способности к всепрощению и любви в ее христианском понимании.

 

«Онегинский миф» в рассказе А. П. Чехова «О любви»

Инькова Екатерина Сергеевна

Роман в стихах «Евгений Онегин» служит для Чехова своего рода образцом постановки проблемы в художественном произведении. Традиция, восходящая к этому произведению, в творчестве Чехова подвергается переосмыслению в одном из его рассказов «О любви». Чехов подключается к «онегинскому мифу». Автор испытывает этот миф на другом жизненном материале и на другом типе героя.

Поэтика портрета в лирике В. Я. Брюсова

Дровалева Наталия Алексеевна

В статье предпринимается анализ лирических портретов в творчестве В. Я. Брюсова, среди которых «живописный» портрет, т. е. предполагающий описание черт внешности, практически не встречается. Поэт пытается создать не столько характер, сколько воплощенное живое чувство, зафиксировать впечатления или ощущения, что становится основополагающим для импрессионистичных портретов в поэзии Брюсова.

Миф как средство раскрытия внутреннего мира героя: мифопоэтика Евгения Замятина и Дэниела Киза («Мы» и «Цветы для Элджернона»)

Воронина Софья Борисовна

В статье рассматриваются роман Е. И. Замятина «Мы» и рассказ Д. Киза «Цветы для Элджернона» («Flowers for Algernon») с точки зрения мифопоэтики. Делается вывод о типологических сходствах текстов, на основе чего выявляются некоторые востребованные в литературе XX в. тенденции.

Гностические мотивы в повести Михаила Булгакова «Дьяволиада»

Лян Вэйци

В статье предлагается анализ ряда мотивов (онирических, телесных, двойничества) в повести М. А. Булгакова «Дьяволиада», связанных с гностической традицией. Наблюдения над мотивной структурой повести позволяют найти новый ракурс в понимании авторской философской позиции.

«Воронежские тетради» О. Э. Мандельштама как художественное целое

Зуева Елизавета Владимировна

Статья посвящена проблеме анализа «Воронежских тетрадей» О. Э. Мандельштама. Основное внимание уделяется мотивному анализу, который должен помочь определить особенности поэтики трех «Воронежских тетрадей» как типа художественного единства.

 

Страницы